Случается, что в плане второго образования человек вынужден выбирать, где его получать – в России или за границей. Плюсы есть в обоих случаях.
Например, стоимость программ в отечественных вузах стоит дешевле – не имеются ввиду самые престижные и дорогие университеты, или высшие школы. С другой стороны, второе высшее образование в государственном вузе можно получить бесплатно, если первый раз человек учился в частном заведении за деньги.
Где продолжить образование
Идея поехать за границу просто так не приходит. Обычно пусковым механизмом является чей-то положительный пример или предложение работы.
Бывает, что у человека есть все возможности показать свои научные разработки зарубежным коллегам, но в России финансирование новых проектов осуществляется с трудом – есть риск, что о них никто никогда не узнает. Единственное решение – убедить фонд содействия образованию, получить грант и уехать заниматься наукой в другую страну.
В другой ситуации, когда имеющихся знаний действительно не хватает, если компания развивается и нужно успевать за темпами, чтобы рассчитывать на повышение зарплаты. За границей практически все научные сотрудники раз в 2-3 года повышают свою квалификацию, то есть постоянно учатся. Если бы они этого не делали, рано или поздно студенты давно бы знали и умели больше преподавателей, поэтому приходится держать марку.
Есть мнение, что некоторые отрасли на Западе работают по совершенно другим методикам, которые не подходят к нашей системе. Если и учиться там, то работать нужно там же, иначе эти знания просто останутся невостребованными.
Главная проблема для абитуриентов – определиться с формой обучения. По всем параметрам второе высшее образование дистанционно – более удобная и выгодная форма, хотя и платная. Здесь нужно сравнить, что лучше:
- Платить деньги у нас, работать в полную силу и учиться дистанционно.
- Поступить на бесплатную магистратуру, к примеру, в Германию, подрабатывать или жить на стипендию. Но при этом бесплатные программы в Европе доступны только на государственном языке страны.
Поэтому все упирается в возможности и настойчивость самого студента: согласен ли он подучить иностранный, сдать его, получить сертификат и уехать на продолжение учебы.
Как выбирать вузы в России и за рубежом
Выбирать можно по нескольким параметрам:
- стоимость;
- сколько второе высшее образование займет времени;
- форма;
- качество программ;
- возможность уехать за рубеж на стажировку;
- практическая база для студентов.
Это не весь список, но основные пункты, которыми руководствуются абитуриенты при выборе учебного заведения. Второе высшее образование получают более сознательно, чем первое, поэтому условия на этот раз выдвигают сами студенты.
Два последних пункта означают, что человек хочет развиваться в своей специальности и знает, чему хочет научиться. Если нужен практический опыт, то за границей его можно получить с большей вероятностью – в России на стадии обучения больше изучают теорию.
Кому-то важно просто получить второе высшее образование дистанционно в государственном вузе, чтобы иметь диплом по смежной специальности. Возможно, человек уже освоил ее практически и ему нужно только подтверждение – все остальное у него есть. В таком случае подойдет отечественный вуз с минимальной оплатой за дистанционное образование и возможностью окончить университет досрочно.
Поможет ли обучение за рубежом эффективно работать в России
В большинстве случаев – да, ведь там много времени уделяют практике, а теорию осваивают исходя из того, что нужно сделать в процессе работы. При таком подходе студент сам понимает, что ему нужно почитать дополнительно.
Например, выпускники наших медицинских вузов с удовольствием едут за рубеж, так как там есть возможность научиться чему-то новому, чего еще нет в России – какие-то новые хирургические технологии, аппаратура. К сожалению, в отечественных медуниверситетах нет такого количества оборудования, на котором можно получить практический опыт – все это придется делать в процессе работы, да и то – в частной клинике.
Еще пример: как вы представляете себе преподавателя иностранного языка, который никогда не слышал живой английской (или какой-нибудь другой) речи? А ведь такое случается, и довольно часто. Другое дело, если аспирант уехал на стажировку или для получения второго высшего образования в государственном вузе Европы. После такого образования его студенты будут знать язык гораздо лучше.
Есть и другая сторона: вряд ли кто-то найдет работу и достойную оплату в России, окончив технический вуз в Германии или еще лучше – в Массачусетском технологическом университете, который считается ведущим вузом в мире. Знания, полученные в серьезных вузах, нуждаются в серьезном применении и финансировании, чего трудно добиться у нас в стране.
Требования для второго высшего в России и за рубежом
Требования к поступающим на второе высшее отличаются в России и за рубежом. Дело в том, что там нужно четко знать, для чего идти в университет. Если у человека нет к этому способностей, то лучше заняться чем-то более простым и доступным, например, стать профессиональным садовником или механиком.
Самое главное требование для наших студентов – это осилить иностранный на таком уровне, чтобы можно было понимать профессиональные термины. Здесь все намного проще – даже ЕГЭ повторно сдавать не нужно, особенно для дистанционной формы.
Чтобы поступить на бизнес программы МВА за границу, необходимо иметь опыт работы, желательно руководителем компании или ее подразделения. К чести наших вузов, которые предлагают аналогичные программы в России, они также предпочитают брать людей с опытом работы в сфере бизнеса.
Практика за границей и во время учебы в отечественных вузах
Ради чего стоит поступать за границу, так это ради серьезной практики в действующих компаниях. Дело в том, что после успешной практики есть возможность получить работу по специальности и зарабатывать хорошие деньги.
К сожалению, что первое, что второе высшее образование – сколько будет учиться человек – основой российской системы образования является теория. Практика начинается с 3 курса или даже позже. Получается, что студент почти заканчивает вуз и только потом понимает, что это не его стихия. Как пример – студенты 1 курса медицинского университета в Чехии большую часть времени проводят в больнице с пациентами. Уже в первом семестре они могут решить для себя – подходит им специальность или нет.
Карьера после второго высшего в России и на Западе
Судить о том, сделал человек карьеру или нет, можно по уровню его заработной платы. Второй критерий – востребованность: если за ним охотятся другие компании с целью переманить, значит – он состоялся в профессии.
К сожалению, в России много специалистов не находят себя в той сфере, котороую изучали, и не пользуются своими дипломами, так как уровень оплаты не соответствует желаемому. С другой стороны – работать на Западе нужно гораздо больше, чем в России, поэтому стоит задуматься, что важнее: стабильный график, наличие свободного времени или востребованность и вечная занятость.